Вторник, 06 Февраль 2018 19:49

БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ НИКОЛАЯ КОРКИНА

Автор  Ирина БАБИНА
Оцените материал
(0 голосов)

zJce6z9Bnz8Не каждому в жизни удаётся отыскать свой промысел Божий, понять сразу, с детства, в чём твоё предназначение в жизни, для чего ты пришёл на эту землю. А вот своё призвание – быть мастером кисти Николай Коркин осознал ещё в раннем детстве, и, следуя предначертанной тропе, вот уже 40 лет пишет изумительные по своей красоте, обаянию и воодушевлённости картины. С Николаем Коркиным я знакома давно, бывала и в его мастерской, даже смотрела, как он работает кистью. Но за нечастыми встречами всё было как-то недосуг разговориться. А вот открывшаяся в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова выставка Николая Игнатьевича в рамках мероприятий, посвящённых 65-летию Белгородской области, дала такой прекрасный повод разговориться и расспросить художника обо всех вехах его творческого пути.

Начался этот путь, когда на семейном совете решено было отдать маленького Колю, которому тогда стукнуло 11 лет, в Художественную школу. Однажды отец Николая увидел объявление в газете о наборе в эту школу и предложил сына записать туда. Пятиклассник Коля, услышав, что за обучение в месяц нужно будет выложить 2 рубля, взволновался – это же приличные по тем временам деньги были. Но отец мудро успокоил его, заверив, что такую сумму они для сына вполне смогут выделить.

Так и началась творческая биография Николая Коркина. Ему повезло – учителя были такие маститые художники, как Александр Мамонтов и Марат Парахненко, с которыми и потом Николай сохранил тёплые дружеские отношения. Даже двери мастерских, спустя много лет, оказались рядом – ученика и его прославленных наставников.
После художественной школы Николай поступил в Бутурлиновское художественно-графическое педагогическое училище, там проучился 4 года, а потом ушёл в армию. К сожалению, армейские будни ничего не добавили к работе над собственным стилем, к оттачиванию мастерства, поскольку служба оказалась действительно службой. И только в свободное время, которого у каждого солдата было не так уж много, Коля рисовал небольшие наброски в альбомах товарищей, да ещё нехитрые армейские плакаты.

Вернувшись из армии, Николай, к счастью, не сбился со своего творческого пути. Напротив, сразу же поступил в Художественный фонд. Там тогда работали все художники, включая членов Союза художников. И основной формой обучения в Фонде была так называемая «Академическая дача». На 2 месяца со всего Союза – с Дальнего Востока, с Урала, с Волги, из разных мест собирался поток – 60 человек – молодые юные дарования, которым предстояло работать на натуре. А уж её в вышнем Волочке, где располагался Дом творчества художников, было предостаточно. Как вспоминает Николай Игнатьевич, места эти действительно настолько красивы, что, куда ни пойди, везде увидишь подходящую панораму. Просто поставь этюдник, любуйся и рисуй. Что все стажёры «дачи» и делали. Причём, никто никого не ограничивал – можно было уединиться одному, и, облюбовав какой-то чудесный вид, стараться запечатлеть, а можно и смело присоединиться к то там, то тут стоящим с этюдниками школярам-художникам. Никто никогда никому не мешал, а вдобавок можно было поучиться, кто и как передаёт колорит пейзажа.
Николай Коркин и сейчас уверен, что лучшей школы живописи и придумать было нельзя. И дело даже не в красоте мест, куда привозили начинающих художников, и не столько в дружеской атмосфере, царившей там. Это была самая главная школа жизни, где один месяц стоил года целого института. Если в художественных вузах, поясняет Николай, день за днём ты был вынужден рисовать горшки и разные формы, что, конечно, позволяло именно выработать технику, то здесь ты рисовал то, что менялось ежечасно: вот набежала тучка – и весь пейзаж изменился, все краски стали другими, а вот засияло солнышко, и нужно успеть поймать, запомнить все блики, каждую краску, которая высвечивается на травинке, цветке, на дереве. А то, что все участники школы могли одновременно работать на одних и тех же площадках, позволяло и себя оценить: ого, а я, оказывается, тоже что-то могу. Но самоанализ, сравнение своих творений и тех, кто рука об руку трудился с тобой от заката до рассвета – одно. А вот профессионально оценивала работы юных живописцев специальная комиссия из Петербурга. Принимать работы с пленэра приезжали известные маститые художники. Они, говорит Николай, очень строго оценивали работы и смотрели, кто и как использовал отведённое на обучение время.

Тогда Николай Коркин впервые воочию столкнулся с мэтрами живописи, чьи репродукции мог только в журналах по искусству увидеть. Но суровыми наставники не были – наоборот старались запросто, в дружеском ключе похвалить за удачные работы, и пожурить за работу вполноги. Чего сам Николай никогда не позволял себе делать: «Есть художники, которые пишут обобщённо, передавая только эмоциональные впечатления, - поясняет Николай, - а я люблю подробности. Ведь картина без деталей – это всё равно, что литературное произведение в кратком изложении. Для меня важно передавать на полотне различные детали, которые задержат взгляд, заставят дальше поразмышлять. Ведь оценивать картины нужно не по принципу «а, понятно, тут зима, а тут лето!». В каждом холсте должна быть история: вот дорожка, идёт мужичок, собачка бежит за ним, а там берёзка склонилась…».
Интересно, что однажды такая любовь к деталям сыграла решающую роль в одной из работ художника. Дело было в канун 50-летия Победы, когда ожидалось открытие крупной выставки в полувековой юбилей. Николай решил принять в ней участие, но прежде нужно было придумать – что писать? Банального разрешения в виде гранёного стакана, покрытого горбушкой хлеба или вазы с сиренью и лежащей рядом пилоткой не хотелось. Николай замыслил передать страдание народа. Но как? После долгих мучений родился сюжет: на картине встречаются два потока людей – беженцев и красноармейцев, идущих на фронт. Именно так художнику хотелось передать сочувствие и страдание народа, пережившего Великую Отечественную войну.

Начал с эскиза, но понял, что в маленьких размерах замысел не решается. Тогда Николай Игнатьевич склеил из бумаги полотно метр на полтора и начал рисовать углём. Постепенно стал добавлять чёрную и белую краски. Посмотрел критично – вроде хорошо получается. Натянул холст, начал работать. В то время, вспоминает Коркин, он был дружен с художником Константином Молодых. Каждое лето вместе друзья отправлялись на этюды. А однажды осенью, улыбается Николай, Константин буквально вбежал в мастерскую Коркина и стал срочно звать на улицу: «Коля, пойдём, надо быстрее написать букет!». Николай удивился и стал отговаривать приятеля: какие цветы, уже всё завяло – осень! И всё-таки друзья вышли из мастерской, буквально рядом, в палисаднике наломали чуть ли не бурьянов. Вернулись, стали рисовать и, на удивление, вспоминает Николай, получился очень хороший букет – большая картина, в метр величиной. Это, поясняет, Николай, был для него незабываемый урок живописи: видеть красоту в том, в чём и не ожидаешь.

И вот очередной приезд закадычного друга. Молодых как всегда поднялся в мастерскую под самой крышей, поздоровался с товарищем, попили, как водится, чайку и вдруг взгляд его упал на занавеску, которая отгораживала недописанную к 50-летию картину. Константин поинтересовался, что там, за ширмой. Николай сначала не хотел показывать незавершённую работу, но художник был неумолим. Как вспоминает Николай, друг долго рассматривал картину, профессионально цепляясь взглядом за каждую деталь, а потом неожиданно посоветовал убрать 2 лишних фигуры из семи, что были на полотне. Николай вначале даже обиделся на товарища: как так, он ведь столько работал над ними. В тот вечер они ещё долго сидели и говорили о картине. Художник вспоминает, что это был действительно потрясающий мастер-класс для него, поскольку обсудили всё до мелочей, причём Константин сказал и много хороших слов о будущей картине. На следующее утро Коркин снова решительно приступил к работе. Ранним утром взял палитру, надавил красок, и уже уверенно убрал фигуры, которые Молодых показались лишними. Переписал дорогу, и картина зажила именно теми эмоциями, которые и хотел в неё вложить сам Николай.
На выставке эта монументальная работала заняла второе место, чем Н. Коркин оказался вполне доволен. Но выставка прошла, картина вернулась в мастерскую, и оказалось, что полотно настолько огромно, что для него ещё нужно место специальное найти. Вот и прописалась временно картина в коридоре. И тут буквально через несколько дней, рассказывает Николай, приезжает в мастерские делегация из рязанской картинной галереи. Они, как выяснилось, искали картины на военную тематику по всей стране. И нашли у белгородских художников 3 подходящих полотна. В их числе оказалась и картина Николая, которая так по-настоящему и не вернулась в мастерскую. Зато теперь полотно под названием «Дорогами войны» бережно хранится не только в Рязанской картинной галерее, но и вошло в сборник «Русская реалистическая живопись конца 20 века», изданный в Санкт-Петербурге.

Да разве только одна картина покинула уютную мастерскую Николая Коркина? Его полотна хранятся в Белгородском государственном художественном музее, художественном музее Старого Оскола, в Рязанской картинной галерее, а также в частных собраниях городов России, Украины, во Франции, США, Греции, Германии.
Но Николай Коркин никогда не сожалеет о картинах, которые разлетелись по миру, ведь ему столько ещё нужно новых написать! Нет ни дня, чтобы художник не брал в руки кисть, не искал новые красоты бесконечно разнообразных мест Белгородчины, где живёт и трудится художник, не поднимался на косогор и не впитывал краски, цвета, запахи – всё, что является, по словам Николая, живой природой – с настоящей жизнью, которую так хочется запечатлеть на холсте. И так уже 40 лет! Сорок лет, как наш земляк Николай Игнатьевич Коркин рисует кистью «Поэзию родной земли». Именно так называется выставка творчества Н.Коркина, которая открылась в БГТУ им. В.Г. Шухова (кстати, здесь работы Никола Игнатьевича эскпонируются уже в четвёртый раз), и будет рада всем белгородцам рассказать, как же сильно любит свой край замечательный талантливый художник, живущий бок о бок с нами.

ИРИНА БАБИНА

ФОТО АВТОРА

 

Прочитано 104 раз