Воскресенье, 02 Февраль 2020 00:00

ГОГОЛЕВСКИЙ «ПОРТРЕТ» В ПУШКИНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)
DSC 0500Повесть Николая Васильевича Гоголя «Портрет» не в числе бесспорных бестселлеров великого писателя. Это не знаменитый «Вий» или не менее знаменитый «Нос», это не «Вечера на хуторе…», и уж тем паче, не «Мёртвые души». Но это, заметим мы, исток, предтеча всего того, что названо. Если вся русская литература, как говорил Фёдор Михайлович Достоевский, вышла из гоголевской «Шинели», то отчасти и сама «Шинель» вышла из «Портрета». Заметим, что автору в ту пору было всего 24 года. Но жизнь гениев измеряется не годами.
 
«Портрет» насыщен мистикой, как и многое другое у раннего Гоголя, но это своеобразный рекламный трюк. Если угодно, уловка. Зацепить внимание читателя, увлечь, затянуть в глубину повествования, а там уже поставить перед ним главные вопросы:может ли художник продать свой талант? Какова цена души, коль она становится товаром? И что будет, если художник душу дьяволу продаст?
 
С момента написания и по сей день «Портрет» лишь трижды обретал некие сценические очертания. Первый раз, в 1915 году, по повести сняли немое кино. В 1987 году был сделан телеспектакль. А в ноябре 2009 года на сцене Московского Академического театра им. Маяковского состоялась премьера первой театральной постановки «Свободного театра Нины Чусовой» по одноименной повести «Портрет». Здесь любопытно, что знаменитый кутюрье Пьер Карден приложил руку к созданию костюмов для этого спектакля.
 
Всё! Больше никто не рисковал озвучить на сцене смесь мистики и философии, гротеска и трагикомедии, местами граничащей с фарсом. А вот белгородцы рискнули, что само по себе следует отметить. Как в том кино: а не замахнутся ли нам, товарищи, на Вильяма нашего, как говорится, Шекспира? Почему бы, собственно, и нет! Молодежный театр «LOGOS» под руководством Павла Эмиста взял, да и замахнулся на гоголевский «Портрет».
 
Общее впечатление: пока ничего подобного лично я на самодеятельной театральной сцене в Белгороде не видел, а видел, пожалуй, всё, что ставят любители театрального дела на первых, под ноги попавшихся, подмостках. Смотрел спектакли НС-2 в подвале возле канализационного люка, смотрел попытки удивить эпатажем в какой-то кофейне, смотрел в ДК, где некоторые любители долго искали себя в непривычно огромном пространстве большой сцены, да так и не нашли.
 
Театральный зал Пушкинской библиотеки вполне подходящее место для подобных экспериментов. Очень скупо, как подумалось в самом начале, создатели подошли к оформлению сцены – занавес, по две кулисы с обеих сторон и задник. Оказалось, это не кулисы, а экраны. Сюда транслировали картинки, здесь прокручивали видеосюжеты, и всё это органично писалось в общую канву сценографии с использованием 3D mapping технологий. Хотя поначалу было непривычно – актёры, попадая в луч проектора, сами становились то задником, то кулисой. Но если к деталям не придираться, эти мелочи не мешали смотреть действо.
 
А действо всё-таки было, хотя это в «Портрете» самое сложное. Повесть не для театра, это не пьеса, это очень густая, как говорят, гоголевская проза, где монологи на 2-3 страницы убористого текста. Это прочесть сложно, а надо сыграть, что намного сложнее. Может, потому за 200 лет не так много инсценировок данного произведения.
 
Что сделали в театр «LOGOS»? На мой вкус, поступили правильно: гоголевский текст надо читать – красиво, с чувством, с толком, расстановкой. Тогда, конечно, с драматургией, с действием сложно. Зритель сперва зевнёт, а потом и уснёт на пятой минуте нескончаемого монолога. Здесь отдадим режиссеру должное. Он нашел чисто сценические решения, чтобы взбодрить зрителя в нужных местах. То картинка на стене у него оживёт и начнёт шевелиться, то холмик могильный вдруг поднимется, сделается каким-то чудищем волосатым, обнимет героя со всех сторон и поглотит его. Жутко? Так Гоголь же! У Николая Васильевича люди на чертях летают, вурдалаки чудищу Вию веки приподнимают и тот насквозь видит, покруче любого рентгена. Отметим заодно работу создателя визуальных эффектов Тараса Чёрного. Местами удалось удивить даже искушенных.
 
Исполнитель роли художника Чарткова Андрей Набоков не впервой на сцене, актёрское образование чувствуется, но видать было, что давненько ему не удавалось показать себя в серьёзной театральной постановке.
 
Впрочем, премьера, первый показ новой и где-то местами ещё сырой работы для всех, даже очень опытных актёров, – серьёзное испытание. Со временем разыграются, почистят шероховатости, отшлифуют, уберут отдельные заусенцы.
 
Роман Естафьев играл того самого ростовщика, чей портрет приносит людям столько горя. Не скажу, что произвёл сильное впечатление. Хотя там и играть-то было особо нечего. Но общего настроения в спектакле ростовщик не испортил. Даже привнёс некоторые краски – хриплый голос, механичность в движениях, одним словом, мистические нотки звучали убедительно.
 
Художник Б., которого исполнил Юрий Шубный, перекинувший мостик от первой части ко второй, в полной мере испытал терпение зрителей на прочность. Длиннющий монолог при закрытом занавесе, когда актёр на авансцене один на один с текстом и зрителем, и нет ничего, за что можно было бы спрятаться, это серьезное испытание для актёра и режиссёра. Кто-то в этот момент встал и вышел из зала, но, возможно, по личной нужде, а не от тоски. Остальные зрители вытерпели, остались. И не зря.
 
Александр Ларин, сыгравший во второй части отца художника Б., того самого иконописца, который однажды нарисовал портрет ненавистного ростовщика, раскрылся в этой драматической, а по сути трагической роли так, что удивил тех, кто знал его ранее в образе, преимущественно, бесшабашного клоуна, который дурачится на сцене и веселит людей. А хоть и голова в «Заправке Грэга». Тоже, знаете ли, ограничен актёр в средствах, играть, кроме как бровями и голосом, нечем.
 
Здесь Ларин не дурачился, но и не играл на публику, что отметим отдельно. Он жил в образе старого иконописца и сочувствовал герою искренне. Он даже плакал настоящими слезами! Сцена проводов сына, которого отец отправил учиться на художника, тронула искренностью, неподдельностью. И в целом надо поздравить Александра Ларина с хорошей актёрской работой.
 
Во второй части спектакль вышел на серьёзный драматический уровень, что означает следующее: это можно показывать на любой сцене самым придирчивым зрителям.
 
Премьера состоялась, с чем мы искренне поздравляем всех, кто был занят в постановке . Теперь в Пушкинской библиотеке каждую субботу можно будет посмотреть спектакль «Портрет» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Перечитайте повесть и посмотрите работу театра «LOGOS» . Уверяю, вы не пожалеете о потраченном времени.

 

Прочитано 76 раз