Суббота, 28 Октябрь 2017 12:28

Клоун как средство от грусти

Автор  Владимир БАБИН
Оцените материал
(0 голосов)

FSURECt0H84Чем меньше текста, тем труднее убедить зрителей, что ты вышел на сцену не просто так. Да еще без грима, без костюма, без какой-то спасительной атрибутики, за которую можно уцепиться, как за соломинку. Просто вышел, чтобы сказать что-то важное людям без слов. Невероятно сложно! Актёров драматических и прочих тысячи, десятки тысяч, клоунов - единицы, по пальцам пересчитаем. Мы их по именам всех знаем: Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Вячеслав Полунин – кто еще? Нет больше! За сто лет никого не прибавилось. Хотя в каждом цирке кто-то в рыжем парике с приклеенным носом, как говорят, весь вечер на манеже. А что поделаешь - работа такая. Но мы говорим сейчас о призвании и предназначении, о существе жанра.

Признаться, я с самого начала с большой осторожностью относился к творческим поискам ребят из театра «2 обезьяны», рискнувшим взяться за неподъемное – за клоунаду. Беда тяжелейшего жанра в том, что здесь либо шедевр надо выдавать, либо будет пошлость. Таково свойство юмора.

Кривляние – не клоунада, хотя многие при этом даже смеются. А должны-то были бы, если не плакать, то хотя бы взгрустнуть – вот зачем вышел клоун на Голгофу, на лобное место без парика с обнаженным сердцем! Он речь ведь завёл о пороках и недостатках в человеке и окружающем мире – где тут смеяться просто так? Кстати, смех смеху рознь. Сквозь слёзы – это высший пилотаж в клоунаде и юмористике вообще. Здесь хохот не цель, а средство, ибо только так можно проникнуть в потаённые уголки души и мозга, чтобы туда, как в пашню, бросить зерно смысла и оросить всё это живительным смехом.

Мне доводилось видеть клоунские работы театра «2 обезьяны». Что могу сказать? Во-первых, они единственные, кто у нас работает в этом направлении, потому ругать просто не с руки. Затопчем критикой, не станет и того. Но вижу, что ребята стараются. Прибавляют раз от раза. Это реально, сложно, поверьте. Мимика, руки-ноги, тело – всё играет. Переиграл – пропал номер, недоиграл – печалька, ибо не понятно, зачем вообще на сцену вышел.

Евгений Крамской, создатель и руководитель театра, сам не чужд клоунаде. Любит иной раз нарядиться во что-то «смешное». И нос у него предусмотрен специальный, и парик такой, что хоть сейчас его на ёлку в этом наряде. «Обезьяны» идут путём нехоженым, а потому скидку сделаем. А за смелость и самоотверженность похвалим.
Вчера, 27 октября, в выставочном зале «Родине» они устроили бенефис двух Юр - Боровского и Чуева. Сценки из спектаклей, клоунада без грима, забавные миниатюры ни о чём – два часа без малого держали внимание. Не всегда удавалось, чтобы совсем уж цепко, но сильно скучно, честно скажу, не было. Понравился этюд с бабушкой и мухой в исполнении Юрия Чуева. Игра со зрителем – это не каждому дано, даже если зритель воспитанный, культурный и готов терпеть все выходки актёра. Тут всё было в меру. И как выяснилось в финале, жужжала не муха, которую « бабушка» норовила всякий раз прихлопнуть на лбу у кого-нибудь в первом ряду, а мобильный телефон в кармане халата, стоявший на "вибре".

Довольно прилично спел, а больше сыграл две песенки Александр Ларин. Вокал, актёрские замашки, заметная издали фактура – не плохо в целом, а девчонки вообще были в полном восторге. Да и те, кто на слух понимает, где какой аккорд брать и для чего он нужен, согласились с трактовкой и манерой подачи, очень близкой к хорошему джазовому уровню. Отметим и приглашенного саксофониста. Органично вписался в номер.
К концу представления настроение улучшилось. И не потому, что уже конец. Энергетика передалась. Ребята старались, от них лучи искренние прямиком в глаза и сердца попадали – разогрели там, растопили холодок. Недостатки и недочёты на второй план ушли. На первом осталось только хорошее настроение. И потому, театр этот пусть будет. Хотя бы как средство от грусти по поводу окружающего. Театров вообще должно быть много хороших и разных. Разных уже девать некуда, а клоунский у нас совсем один!

Владимир БАБИН

Фото Ирины БАБИНОЙ

 

Прочитано 161 раз