Суббота, 02 Март 2019 01:17

Органный зал такого не видал!

Автор  Ирина БАБИНА
Оцените материал
(1 Голосовать)

i41l99 UZ68Да нет, конечно, видал и не такое, поскольку Белгородская областная филармония свободно позволяет талантам экспериментировать в любых жанрах и направлениях на многих своих площадках. Но чтобы вот так – классическое чтение, точнее даже исполнение поэмы под такой состав инструментов – это было впервые. И оказалось, что именно этот симбиоз позволил дойти до глубин души всех тех, кого собрала афиша «Органный концерт при свечах».

 

Свечей, правда, не было, но был такой свет, который в нужный момент дарил ту или иную краску творящемуся на сцене. А творилось там по сути литературно-музыкальное представление. Актёр и художественный руководитель «Театра поэзии и музыки» в Нью-Йорке Рустем Галич представил белгородской публике одну из своих самых популярных постановок — литературно-музыкальный спектакль «Демон» по одноимённому произведению Михаила Лермонтова.

 

Наша справка: над поэмой «Демон» Михаил Юрьевич Лермонтов работал в течение десяти лет - с 1829 по 1839 год. Из-за цензурных запретов произведение долгое время не допускалось к печати и распространялось в списках, в которых были представлены как его ранние, так и поздние версии; всего, по данным исследователей, насчитывалось восемь авторских редакций «Демона». В 1842 году в журнале «Отечественные записки» были опубликованы отрывки из поэмы. Первое полное издание произведения состоялось в Германии в 1856 году, в России – в 1860-м.

 

И, прежде чем рассказать о самом действе, нужно снова воздать должное идейному вдохновителю, организатору и арт-директору BelgorodMusicFest Бориславу Струлёву за отменную режиссуру фестиваля. С первого по третий фестивальный день накал страстей и эмоций зрителей был доведён просто до пика. И вот здесь Борислав очень мудро поставил в афишу музыкального события постановку, которая, не охлаждая пыла публики, дала возможность сосредоточиться в самих себе на чём-то более умиротворённом. 

  1WJCtaKy 0  jEV4fMD8PXk

 

Итак, действующих лиц и исполнителей было четверо: великолепный актёр Рустем Галич в сопровождении главного органиста Кафедрального собора в Калининграде Евгения Авраменко (орган), Ксении Авраменко (флейта) и Борислава Струлёва (виолончель) исполнил (не путать с «прочитал»!) поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Владение сценой, вниманием зрителей, прекрасная сценическая речь и актёрское мастерство, казалось бы, не нуждались ни в каком дополнении. Но довольно смелое решение исполнять поэму под орган, флейту и виолончель дало свои плоды. Нежное звучание флейты сопровождало красивые зарисовки Грузии, образ Тамары и саму любовь, которой пропитана вся поэма. Мощные звуки органа подчёркивали натуру Демона, его томления, желания, страдания, а виолончель изумительно тонко обыграла самые трагические строки поэмы. Отметим и грамотную работу режиссёра по свету, не раз позволившую оттенить разнообразие нюансов литературно-музыкальной композиции. Да, свечей не было, но было прекрасное свечение, как нельзя лучше сыгравшее на драматургию.

 

49oQDDfJFIo IPt9SKFTxdc

 

Естественно, после такого действа хотелось обменяться мнениями и впечатлениями, и я решила расспросить представителей разных поколений, как они оценивают постановку концерт-постановку «Демон».

 

Кирилл Кравцов, 47 лет, руководитель Rastrelli Cello Quartet: «Я третий день в Белгороде, и ощущение, что просто на другую планету прилетел (смеётся). А вот этот спектакль взял и унёс меня туда, где я последний раз лет 15 назад, наверное, был. Меня давно так никто никуда не уводил! Это было одно из ярчайших впечатлений, которое я пережил в своей жизни. Здесь всё было органично: и музыка, которая появлялась в нужный момент, и такая, какая и должна была быть, и фантастический текст. Отмечу, что Рустам прекрасно владеет чувством формы. А ещё сегодня я подумал о том, что сейчас мне 47 лет, а Лермонтову было 28, когда он закончил свой жизненный путь. Я попытался сопоставить это и понять, как в таком возрасте можно ощущать такие глубинные вещи… Мы с вами живём в таком суетном мире, где порой времени нет сеть и что-то почитать, погрузиться в прочитанное. А благодаря этой постановке я именно погрузился».

 

Разделил мнение коллеги и Сергей Драбкин, аранжировщик Rastrelli Cello Quartet: «Почему я пошёл на этот концерт? Я очень люблю ходить на концерты, несмотря на то, что чаще сам играю на сцене. И готов подтвердить: было великолепное исполнение, потрясающая концепция всей постановки».

 

Не могла не поинтересоваться у музыкантов виолончельного квартета, не захотелось ли им после литературно-музыкального прочтения «Демона» тоже поэкспериментировать в подобном жанре:

 

Сергей Драбкин: «Я сидел и всё время думал об этом. Возможно, нашему квартету стоит попробовать такой симбиоз слияния музыки и текста».

 

Кирилл Кравцов: «Надо об этом подумать, потому что этот симбиоз «ворд унд мьюзик» (слова и музыки), как немцы говорят, это фантастика. Но для такого действа ещё исполнители должны быть высшего класса. Вот здесь все ребята были космические, и всё было на месте. Отмечу и главное: у них есть умение владеть временем, а это что в слове, что в музыке самый важный элемент. Не должно быть ничего «рано» или «поздно». Сегодня всё было на месте».

 

Своим мнением поделилась Прохорова Алина, 27 лет, заместитель директора центра образования №1, учитель русского языка и литературы: «Интерпретация классической литературы всегда интимная, деликатная и таинственная вещь. И всегда, будучи зрителем, волнуешься за то, насколько правильно с точки зрения передачи авторского смысла музыканты и актёры смогут донести до зрителя саму концепцию произведения. Сегодня было уникальное попадание, потому что в унисон работали и актёр, музыканты, и декорации – эти картины (прим. имеется в виду выставка работ в технике валяния шерстью, которая демонстрировалась перед сценой), они действительно позволяли зрителю попасть в атмосферу Грузии, увидеть образ Тамары – образ траурный, трагичный, облачённый в чёрное. Это оставило неизгладимые впечатления у каждого зрителя, потому что, уверена, все сидящие в зале испытали какой-то катарсис в ходе представления. Удивительно талантливый и красивый актёр, удивительно нежные и чуткие музыканты, и между ними, кажется, чувствуется какая-то магия, химия, дружба, любовь и нежность, и это всё очень органично передаётся зрителю. И сегодняшний вечер, наверное, один из самых трогательных и нежных за все дни фестиваля».

 

Зная, что Алина ещё и преподаватель русского языка и литературы, поинтересовалась, изменится ли её преподнесение материала школьникам после спектакля-концерта, который вызвал такие эмоции.

 

Прохорова Алина: «Наверное, захочется ещё раз сделать акцент на том, что никогда не стоит поддаваться искушению, потому что одно зло всегда порождает другое. Эта мысль, мне кажется, является лейтмотивом всей русской литературы. А она нас учит, что очень важно не поддаваться соблазну и следовать пути добра, потому что, единожды ступив на такую дорожку, можно не вернуться».

 

И совсем юный, но, как оказалось, постоянный зритель филармонии, поделилась своими чувствами.

 

Полина, 14 лет, Шуховский лицей г. Белгорода: «Мы с семьёй несколько лет подряд ходим на фестиваль «Борислав Струлёв и друзья». Одним из самых запомнившихся стал яркий концерт, который был дан на пятилетие фестиваля. Но и остальные оставили только приятное впечатление, поскольку каждый был по-своему хорош. Я постоянно делюсь с одноклассниками полученными впечатлениями от фестивальных дней и думаю, что фестиваль стоит всем посетить, поскольку здесь выступают выдающиеся музыканты – звёзды России и мира. А что касается сегодняшнего спектакля, F5ja7276bEYто отмечу, что актёр играл очень хорошо, очень искренне, вкладывал всю душу в игру. Ещё мне понравилась игра на флейте, которая так нежно звучала. Ну и Борислав Струлёв – он, как всегда, играл прекрасно».


 

Добавим, что с прошедшим спектаклем, сорван ещё один лист фестивального календаря, а этот значит, что BelgorodMusicFest готовится к закрытию. В финальный день фестиваля – 2 марта – «Борислав Струлёв и друзья» обещают своему благодарному зрителю невероятный коктейль из зажигательного джаза и оперной классики.

 

Ирина БАБИНА

фото автора

Прочитано 460 раз