Пятница, 17 Июнь 2016 16:38

Путь православия

Автор  Андрей Киреев
Оцените материал
(0 голосов)

0d04cbdc2d2ab9ead509e642e064b70d«Голос Белогорья» уже напоминал, что из «Основных принципов отношения к инославию», принятых Русской православной церковью, явно следует, что идея объединения всех христиан для христиан православных имеет безусловное позитивное значение. Однако произойти такое объединение может только в лоне Православия. Мы считаем, что как раз утверждение этой мысли - как прямого руководства к каждому действию, вероятно, и должно быть главным содержанием любого православного собора - хоть вселенского, хоть деревенского. 
В этом смысле Собор, который позавчера начал свою работу на Крите, ни по форме, ни по содержанию своей организации на роль вселенского православного собора претендовать, к сожалению, уже не может. И дело здесь даже не в том, что отказ от участия в этом мероприятии РПЦ и ещё ряда автокефалий «увёл» с собора физическое большинство православных: паства «прогульщиков» ведь исчисляется 150 миллионами из всех 250 миллионов православных этого мира. Дело в том, что собор, который именно наша церковь тщательно и старательно готовила, начиная ещё с 50-х годов прошлого века, неожиданно превратился из события «вышних сфер» и «горних далей» в банальное и будничное политическое действо. Главным содержанием которого стала очередная атака на наше единство, очередная попытка раскола православного, в первую очередь славяно-русского мира.

То, что количество попыток внести смуту в русские умы – православные и пока не вполне, стремительно нарастает, теперь становится совершенно очевидным. В том, что уже, похоже, не остаётся сферы нашей жизни, куда раскольники не попытались бы вторгнутся, уже почти ни у кого не осталось сомнений. И сама динамика подобных действий говорит о том, что нас уже вовлекли в войну. Пусть пока и не на совсем боевом поле.

Авторов атаки на наш мир выдаёт уже сам нездешний алгоритм поведения Константинопольской патриархии (возглавляемой, замечу, гражданином Турции), совершенно однозначно заявившей православным всего мира «Порядок теперь будет таков: мы приказываем, вы исполняете. И никаких обсуждений быть не может». Пусть это было и не сказано собственно словами, но уж точно и недвусмысленно выражено действиями. Выражено настолько откровенно, что Председатель Союза православных граждан России Валентин Владимирович Лебедев в эфире телеканала «Царьград» назвал такую практику поведения Варфоломея I «папизмом».

«В очередной раз Константинопольский патриарх заботится больше, чтобы навязывать свою волю и раздувать свою роль, нежели о судьбе православного христианства в целом», - публично отметила и руководитель Европейского института демократии и член Попечительского Совета Российского Общества «Знание» Наталия Нарочницкая.

Но кто может приказывать православным, обладающим дарованной Создателем свободой воли? Не является ли подобная попытка претензией на изменение всего строя нашей религии, претензией на учреждение какой-то новой, весьма далёкой от нашей, дарованной Руси Андреем Первозванным, веры?

Ведь даже если РПЦ в данном случае начнёт руководствоваться всего лишь поведенческим девизом из старой рок-н-ролльной песни: «Я никогда не хотел быть первым из всех, но я не терплю быть вторым», то и в этом случае наша церковь окажется намного ближе к канонам православия, чем гражданин Турецкой республики со своими клиентами.

Кое-кто из белгородцев, из тех, кому отчего-то интересно вести публичные беседы на религиозные и околорелигиозные темы, уже поспешил упрекнуть РПЦ в некоем «политическом поражении». Дескать, мы вновь, далеко не в первый раз за последние десять лет, в этом случае оказались втянуты в игру, правила которой мы не только не писали, но и в которой не можем контролировать их соблюдение. Игру, в которой любая наша честная победа легко объявляется не соответствующей правилам игры, а любая гнусность в отношении нас всемирно награждается медалями золотыми и платиновыми. Дескать, лучше для всех нас либо а) подчиниться столь искушённым игрокам, либо б) уйти от них в полную изоляцию, закрыться, приняв за аксиому, что «у них там чума, и, чтобы не заразиться, нужно с ними совсем разъединиться».

Однако, на мой взгляд, в таких выводах и рекомендациях обнаруживается какое-то странное, и в то же время, довольно типическое состояние современного русского ума. Вдруг выясняется, что люди, вполне казалось бы реально и зримо существующие, сами себя реально существующими не считают. Получается, что они в этом мире возникают только на фоне кого-то и чего-то, как иллюстрация к чужим желаниям, мыслям и хотениям. Например, к желаниям и хотениям людей, которым выпала доля родиться западнее Немана и Карпат.

Но что для нас на самом деле, в нашей повседневной реальности меняется от того, что кто-то нас куда-то записал, причислил, в чём-то обвинил? Особенно, если мы достаточно сильны для того, чтобы вздорные обвинения не имели для нас каких-то реальных последствий?!
И можно ли говорить в таком случае о чьём-то итоговом, решающем и окончательном поражении (как и о решающей победе), когда этой «игре» уже не только тысячи лет, но и которой, слава Богу, пока совсем не видно конца?!

Что же касается мероприятия, именуемого «собором», то пусть его участникам будет хорошо на пляжном историческом острове Крит. Классик марксизма-ленинизма когда-то, совсем, правда, по другому поводу, но точно сказал, «чтобы объединиться, нам сначала нужно разъединиться». Тот минойский лабиринт, в который с подачи Константинополя некоторые православные деятели сами себя попытались загнать, может стать прекрасным сепаратором. В котором будет «сепарировано», то есть отделено всё чуждое нашей вере, всё наносное, всё дикое для нас - начиная от нелепой гордыни невеликих вождей.

А всё чистое и светлое на новом, действительно полном и по-православному вселенском, соборе, сольётся в могучий, неудержимой поток истинной веры. Веры, создающий мир, в котором только те законная власть, что действуют по заповедям христовым.

Андрей Киреев

 

Прочитано 414 раз