Пятница, 05 Февраль 2021 00:00

ТВОРЧЕСКИЙ "ЛАБИРИНТ" АЛЕКСАНДРА ПШЕНИЧНОГО

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

art1Художника может обидеть каждый, но не каждого. Есть крепкие ребята. Сдачи дадут запросто. Но есть художники, которые могут обидеть сразу всех. Например, выставив посреди города мужика с птеродактилем под видом мальчика с гусём. И если летом, когда струи бьют, ещё ладно, завеса воды хоть как-то закрывает обзор. А зимой там голая правда в полный рост, поэтому приходится обходить стороной.

 

И сразу невольно возникает вопрос об ответственности всякого ваятеля перед народом. Во-первых, бюджет, наши налоги всё-таки жалко, во-вторых себя. Мы практически редко задумываемся о колоссальном вреде организму человека, который наносят пошлость, безвкусица, а то и просто антихудожественность, если уж говорить, извините, по большому. Имеется в виду, счёту. И кто в данном случае возместит ущерб? Кто восстановит пошатнувшуюся веру в человечество? Не говоря уже про эстетику и чувство прекрасного.

 

Вот потому с тяжёлыми, признаюсь, мыслями зашёл сегодня в наш Литмузей, где открывалась персональная выставка скульптора Александра Пшеничного. Мне казалось, что я его творчество хорошо знаю, почему-то думал, что удивить ему меня уже нечем, а потому очень не хотелось портить другим впечатление кислым выражением лица. Но вы знаете - удивил! И хоть завтра в обед будет сто лет, как мы знакомы, он выставил то, чего я никогда не видел.

 

Скульптурные работы в реалистичном стиле, признаюсь, просто поразили. Шикарная резная баллада "Возвращение блудного сына". Поначалу ничего не увидел - где сын, где отец несчастный? Пригляделся - чудеса! - фигуры начали вдруг проступать, отделяться, становиться выпуклыми, осязаемыми. Точно - сын стоит на коленях, склонил голову к отцу, а тот его по голове рукой гладит, прощая кровинку родную за всё. Минимум изобразительных средств, максимум глубины и смысла. Очень интересная работа!

Да, мне было трудно отделаться от мысли, что фигура "раненой амазонки" чем-то напоминает автомат Калашникова, а на глиняного Минотавра лучше всего на тяжёлую голову с похмелья не смотреть. Или скульптура "Бабочка". Пять раз вокруг обошёл - нет бабочки! Посмотрел на стене - там табличка с названием работы - есть, причём, именно бабочка и ничего другого. Вот! И тут смог удивить!

 

В целом выставка произвела очень приятное впечатление. И что с того, что меня, допустим, не достигают некоторые вещи? Просто это не моё, не ложится на душу мне, например, Минотавр и кое-что ещё, похожее на кустарные свистульки. И что? Зато другие работы душу тронули и оставляют след.

 

В этом он весь - художник, живописец, скульптор, ваятель Александр Пшеничный. Он разный. Он может в камне, дереве, глине, бронзе уловить потрясающую пластику красивого женского тела. Или не очень красивого. Но это жизнь, что поделаешь.

Или взять скульптурный портрет "Паганини". Это мысль в камне. Собственно, портрета нет, там что-то угадывается с трудом. Надо очень долго приглядываться, чтобы увидеть лицо великого скрипача и бунтаря. Но мысль именно эта есть, и она цепляет.

 

У Александра Пшеничного в марте будет юбилей, ему исполнится 75 годов. Чудесный возраст! Уже никуда не надо бежать, вступать, выступать, кому-то что-то доказывать, где-то что-то говорить про очевидное. Наконец-то полная свобода! Так он никуда и не бежит! Он достиг своего, и слава Богу, что мы при этом присутствуем.

 

Ваятель добрый, простой, открытый: приезжайте, говорит, ко мне на хутор, там намного больше разных работ. Что правда. У него там главная выставка. Он внутри неё живёт. А в Литмузее - это к юбилею. Своеобразный дайджест из коллекции мастера. В дар не ему, а нам.

 

Весь творческий диапазон ваятеля на выставке представлен. И так хорошо экспозицию музейные специалисты сделали, что вроде небольшая она числом выставленных работ, а весь творческий потенциал виден, и путь, пройденный художником, вехами обозначен. Ещё раз скажу: идите, посмотрите - здесь каждый найдёт, чему удивиться и чему порадоваться.

 

Выставка называется "Лабиринт". С претензией название, что и говорить. Вроде как жизнь - это не прямая, а жизнь творческого человека и подавно.

Жена ваятеля, известная у нас мастерица и рукодельница Наташа Расковалова, призналась: жить, говорит, с художником - это как в самых отдалённых районах, причём, очень Крайнего Севера. Но зато видишь первым, чего не видел ещё никто. С чем сравнить эту радость? Да не с чем! И кто кому тут должен завидовать?

 

По совместительству Наташа выполняет ещё и роль Ариадны, иначе мы бы никакой выставки не увидали, а скульптор так и блукал бы в лабиринте, не ведая, где выход, куда идти, что делать.

 

Но всё обошлось. Все в итоге вышли на свет белый, все встретились в Литмузее и получили неподдельное удовольствие. От встречи с друзьями, старыми знакомыми, от соприкосновения с настоящим искусством. Оно настоящее, тут ни малейших сомнений.

 

Фото Алексея Дворкина

Прочитано 63 раз