Четверг, 08 Август 2019 23:48

ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА НАРОДОВ РОССИИ

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

Концерт 1Великих дирижеров можно по пальцам перечесть. Мы никогда не знаем, кто играет в оркестре, но знаем, кто им управляет. Их имена известны всякому образованному человеку - Карлос Клайбер, Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян – этого достаточно, чтобы иметь представление о том, каких высот может достичь оркестр, когда за пультом стоит тот, кто слышит всех и каждого, кто в чёрненьких точечках на нотном стане видит не просто странные значки, то с хвостиком, то с перекладиной вверху, а зашифрованное послание людям о чём-то очень важном. Но его еще надо прочесть, раскрыть, расшифровать, а потом вместе с несколькими десятками исполнителей при помощи маленькой тоненькой палочки, которая по весу иной раз, образно говоря, тяжелее железного лома, взобраться на вершину мысли и духа. Это очень сложно.

Не уверен, что все со мной согласятся, но управлять симфоническим оркестром проще, чем оркестром народных инструментов. Сидит, допустим, зритель в зале, слушает симфонию. Там что ни сыграй, все будут хлопать, дабы не выглядеть ничего не понявшим профаном. В симфонии кто-то в ноту не попал, а то и все разом пошли вразнобой - зритель думает, что так и надо, а самые продвинутые начинают искать скрытый смысл в обычной фальши.

Оркестр народных инструментов начинает играть, допустим, «Барыню», «Лезгинку» или «Вариации на тему карагодов Прохоровского района» - да хоть что! - тут уже не схалтуришь. Исключено! Тема на слуху, музыка народная, а в зале именно народ и сидит. Он придумал эту великую музыку, он её не ухом, а душой слушает, и как ты в этом случае в ноту не попадёшь? Никак! Все ноты народу известные, обман вычислят сразу.

Вот почему симфонических оркестров повсеместно на порядок больше, чем оркестров народных инструментов. Лучший в России – ладно, скажем скромнее – один из лучших в России у нас, в Белгороде. Его создал и управляет им Евгений Алешников.

Художественный руководитель Белгородской филармонии, главный дирижер оркестра сам виртуозно владеет гитарой, да и не только. Евгений Алешников в оркестре, пожалуй, может заменить любого, но его на капитанском мостике оркестрового корабля не заменит никто.

Как заставить несколько десятков человек, играющих на всём, из чего можно звуки извлечь, играть так, чтобы зрители вставали и кричали «браво!» ? Это очень сложно. Еще раз скажу: на концерте оркестра народных инструментов зрители хлопают не потому, что в зале собрались вежливые люди и они не хотят обидеть музыкантов. Нет! Никто оркестру «бис» и «браво» кричать не будет, если музыканты не достанут зрителя исполнением до самой души.

Как этого достичь? Почти невозможно, потому что зарплата у балалаечника или домристки не вдохновляет исполнителя на полную самоотдачу. А в этом деле без самоотверженности просто нельзя. В том и главная трудность. Один напортачит, а плюются потом во всех сразу. Они как мушкетеры, но с балалайками, домрами и даже гуслями, где один за всех, а потом все за это на одного. Иначе не оркестр, а кучка людей, взявших по недоразумению в руки некие приспособления для извлечения звуков.

Значит, руководитель оркестра где-то должен найти влюблённых в музыку исполнителей. Только так! Даже очень влюблённых, до самоотречения, до ломоты в спине и пальцах, до того, что у них музыка в жизни главное, всё остальное – где-то на втором, а то и далее того плане.

Не думаю, чтобы какой-то другой музыкальный коллектив смог бы взяться за грандиозный проект «Великая Россия — единая семья». Вчера, 6 августа, оркестр народных инструментов под управлением Евгения Алешникова презентовал белгородцам новую концертную программу. Самые придирчивые слушатели, а были в зале и такие, отметили высочайший уровень исполнительского мастерства и оркестра, и солистов. Не скрою, я тоже иногда кричал «браво!», чем сильно удивил хорошо знающих меня людей, сидевших рядом, ибо последние лет тридцать они от меня ничего подобного не слышали. Но если очень понравилось, чего молчать, зачем скрывать эмоции?

Все солисты были на должной высоте, но наиболее сильное впечатление произвели Константин Шаханов, творивший музыкальные чудеса на гуслях звончатых, и Рамил Гайзуллин, показавший, на что способен древнейший народный инструмент курай, который у нас досель, пожалуй, никто живьём даже в глаза не видел.

Сегодня Евгений Алешников вместе со своим оркестром и участвующими в программе солистами отбывает в Крым, где пройдут концерты во многих городах и, конечно, в Севастополе. Это правильно. Крым – наш, здесь начинается Россия. Здесь и должна звучать великая музыка великой страны.

Концерт 3

Фото Eugene Kramskoy

 

Прочитано 10 раз
Другие материалы: « МЕЧТА, ДАЮЩАЯ НАДЕЖДУ