Четверг, 09 Июнь 2016 21:53

Вокруг собора

Автор  Андрей Киреев
Оцените материал
(0 голосов)

russkii pravoslavnii hramТеологические споры в наших краях неожиданно стали важной темой в общении в социальных сетях, в электронной переписке, в беседах за круглыми столами. Белгородских православных мирян довольно, на мой взгляд, неожиданно, но всё больше и больше волнует тема созыва Вселенского собора – 8-го собора «православной ортодоксии», как именуют нашу первоапостольскую веру различные раскольники и еретики, живущие к западу и северо-западу от нас.
В нынешних белгородских духовных и умственных волнениях по поводу явно идущих в церкви перемен, и, одновременно, по поводу острого нарастания в душах верующих жителей Белогорья странного предощущения наступления «последних времён», грядущего апокалипсиса для заблудившегося в мелочных страстишках человечества, многое можно рассмотреть. И обретение веры как нормальной, нормативной составляющей повседневной жизни рядового белгородца. И неудовлетворённость нынешней жизнью, окружающим миром, так мало похожим на тот, что был когда-то христианам заповедан. И даже совсем не христианский поиск конфликта – с иноверцами и инодумцами.

А конфликт в преддверии собора старательно нарастает. Нарастает так заметно, что даже в Белгороде слышно его эхо. Ведь получилось так, что прологом к собору стало невиданное чудо – произошла мирная встреча русского патриарха и главы Рима. Того самого Рима, что насылал на нас полчища различных своих «крестоносцев» и травил иезуитскими происками. Того самого Рима, что в ряде наших теологических книг определяется как «иудаизм в христианстве» - потому что дела свои противопоставляет главному положению нашей религии, гласящему, что перед Богом все равны.

Встреча на кубинской земле и последовавшая за ней дискуссия о новых принципах взаимоотношений нашей церкви с другими конфессиями, названных в документах «христианским миром», вызвала резонанс. Настолько сильный, что где-то даже зазвучали голоса о победившем в России экуменизме, чуть ли не об отречении от заветов нашей церкви.

Дело в том, что по канонам нашей веры, кроме святой Православной церкви, не существует других Церквей, а исключительно ереси и расколы. И называть последние «христианскими» богословски, догматически и канонически совершенно неправильно. У нашей - единой и истинной Церкви, таким образом, нет и не может быть никаких «отношений» с другими «Церквами», потому что она сама по себе в полном объёме и является истинным христианским миром, единолично и абсолютно исчерпывающе представляет его полноту.

Может быть, кто-то не заметил, но именно непрерывное напоминание об этой сущности православной церкви стало главным смысловым сопровождением исторической встречи в Гаване - в православных и околоправославных интеллектуальных кругах. Причём эхом той встречи настолько заметным, что прозвучало оно даже на очередной предпасхальной пресс-конференции белгородского митрополита.
Владыку Иоанна спросили – ни много, ни мало, но об угрозе нового раскола.
И то, что о делах религиозных заговорили белгородские журналисты (вряд ли, честно говоря, можно изобрести более светских типов), заговорили сейчас, впервые за более чем 20-летнюю истории проведения пресс-конференций белгородской епархии и митрополии, как бы само собой подразумевают остроту происходящих событий.

Тем более что помимо чисто религиозного содержания в созыв восьмого вселенского собора, случившийся спустя 1229 лет после созыва предыдущего, 7-го собора, кое где настойчиво вкладывают и политический смысл.
Который, во-первых, явно следует из заявлений о том, что не может быть Вселенского, всеправославного Собора без Императора. «На всех предыдущих Соборах председательствовал православный Император. Как может проходить вселенский собор без монарха – гаранта утверждения Истины Православия?», - такой вопрос сейчас задают в православных церквах.

Во-вторых, в связи с созывом собора здесь не устают напоминать, что в вопросах веры, религии нашей все перемены, новации от лукавого: «потому что хранитель благочестия у нас само Тело Церкви, то есть народ». Именно поэтому ни Патриархи, ни Соборы никогда не вносили ничего нового в веру – «ибо народ всегда желает сохранить веру своих отцов неизменной», - утверждается в дискуссиях.

Все эти движения вместе, тем не менее, выглядит пока как забег впереди паровоза - и интеллектуальные битвы с массовыми истериками в социальных сетях, и планы обимператривания современной нашей жизни. Как подчеркнул на пресс-конференции митрополит Белгородский, сейчас крайне важным является поддерживание началия в церкви.

И действительно, перед угрозой раскола, очередного появления множества новых "пап", "пророков", прочих сектантских вождей, всегда, как грибы в летний дождик, вылезающих в смутные раскольнические времена, даже из самых неприметных и невозможных уголков бытия, началие, сохранения устойчивого порядка в церкви и самого института церкви крайне важно.
Ведь как бы не ломали сейчас копья мирские спорщики о духовных фундаментах,«Основные принципы отношения к инославию», принятые Архиерейским Собором РПЦ гласят, что православная церковь не может принять "тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было", и о том, что "Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров".

«Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены», - подчёркивается в "Основных принципах".

И поэтому «Основные принципы» подчеркивая безусловную позитивность идеи объединения, заявляют, что объединение всех христиан может произойти только в лоне Православия. Утверждение этой мысли как руководства к действию, вероятно, и должно стать главным содержанием будущего собора. В его подготовке действительно пока много неровностей, шероховатостей, теней, но разве где-то когда-то по-другому проходила подготовка к важнейшим и самым масштабным событиям современной эпохи?!

Андрей Киреев

 

Прочитано 474 раз